Слово о мире. Космодицея - 5

Слово о мире. Космодицея - 5

СЛОВО О МИРЕ.

Философия. Глава 2.

Бог - Абсолютная Личность, Совершенное Существо. Если Бог - Абсолют, то Он имеет все качества в бесконечной степени, значит, какое бы совершенное качество мы не представили (не помыслили) оно есть в Боге в бесконечной степени. Абсолют - вечный, бесконечный, безусловный, совершенный, неизменный, самодостаточный, не от чего не зависимый, всё существующее содержащий и творящий Субъект.

Абсолют вечен потому, что не подлежит времени, то есть время есть принадлежность творимого Им мира. Бог вне времени, Бог над временем, Бог сам творит время. Следовательно, Богу - Абсолюту принадлежит время (и вечность), а не наоборот (как с сотворёнными существами). Можно возразить, что вечность - это бесконечность во времени . Но бесконечно длящееся время имеет смысл относительно длительности, а так как "всегда" - не имеет длительности ( и относительности), то и нельзя говорить о бесконечном времени. Здесь нужно заметить, что и вечность и бесконечность - относительные характеристики, подразумевающие независимость Бога от мира, так как только в мире есть пространство с измерениями длительности, а любое измерение есть признак множественности. Единое же не измеримо, потому, что Оно абсолютно, а не относительно.

"Кто не умеет и не может по какому-либо постижению мыслить о Боге без времени, тот никак не может постичь Вечное иначе, как только вечное во времени, и в таком случае не может не блуждать в мышлении о Боге как сущем от вечности, ибо мыслит о начале; а начало принадлежит единственно времени". Э. Сведенборг "Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости".

Абсолют безусловен, так как его существование не имеет причины внешней Ему, Его существование независимо и не ограничено ничем. Абсолют (по определению Спинозы) имеет причину Своего бытия в Себе самом. Нет никаких условий, препятствующих его бытию. (И уж конечно таким условием не может являться наше неверие в существование Бога, то есть, если существование мира для нас зависит от нашего восприятия как явления, априорно ли пространственно-временного, или апостериорно как чувственно воспринимаемого, вплоть до солипсизма, Бог же есть воистину Сущий.)

Абсолют совершенен, так как его качества имеют бесконечную степень. Наше представление о совершенстве как об идеале соответствуют Божественной Полноте - "Плероме" (совершенство - совершено - вершина). Полнота же предполагает, что обладающий ею не имеет никакого недостатка. ( Недостаток, как понятие подразумевается здесь более в нравственном, этическом смысле.)

Абсолют неизменен. Если Единое содержит в Себе всё, имеет бесконечные качества, ни от чего не зависит, то и не может, и не должно изменяться. Изменчивость - признак недостаточности, развития, движения, совершенствования и тому подобного. Все эти категории не относятся к Абсолюту, следовательно Он неизменен.

Абсолют самодостаточен. Будучи неизменным и совершенным, Абсолют свободен действовать или бездействовать. Он может творить, а может и не творить. Абсолют определяется только своей волей, нет причины (побудительной либо иной другой) внешней для Бога, следовательно Он самодостаточен. Недостаточность предполагает возможность изменения (прибавления или убавления), категории множественного. Самодостаточность означает, что 1) нет убытка (убавления) или прибыли (добавления) так как нет изменчивости, 2) действие или бездействие определяется волей ( Само-достаточен, Сам).

Но если Абсолют самодостаточен, то почему Он сотворил мир и было ли творение мира необходимо для Бога? (здесь разумеется необходимость чисто внутренняя, так как мы выяснили, что никакой внешней необходимости, причины, быть не может). Если Бог бесконечен, то Он неизменен, если неизменен, то постоянен, если постоянен, то бездействующ. Богу как Абсолюту с бесконечными качествами некуда и незачем стремится, развиваться, двигаться. Он, по идее, должен быть равнодушен, замкнут в себе и бездеятелен.

Священник Павел Флоренский Все размышления о Боге как об Абсолюте страдают одним недостатком - они абстрактны. Конкретное же размышление показывает, что Бог не только Абсолют, а нечто большее, потому, что развитие понятия Абсолют ведет к противоречиям. Абсолют может быть представлен как самовлюблённый, самовольный тиран, творящий и действующий беспричинно. Ведь, если внешней причины нет, то внутренняя причина есть воля Абсолюта, следовательно, Абсолют действует произвольно. Если Бог - Абсолют, то Он бездеятелен, постоянен, неизменен, замкнут в Себе и следовательно, не бесконечен, так как бесконечность предполагает неограниченность и незамкнутость в Себе. Далее, если Бог есть Любовь, и Бог же есть Абсолют и всё сущее, то Он должен любить только Себя.

Преодолеть такой вывод можно, развивая понятие о Боге не только как об Абсолюте, и не только как о Совершенной Любви, но и как о Троице. Но здесь опять необходимо вернуться к понятию Истины. Что есть истина? Что делает истину достоверной? Ведь то, что Бог - Абсолют это тоже истина? Критерием истины для меня является моё суждение о том, что есть истина, или о том, что нечто является истиной, или то, что своим суждением я "восприемлющ в себя истину". Следовательно, истина представляется как то, что есть или данность. Но эта внешне данная истина условна, так как разум не видит внутренней необходимости своего восприятия истины, а только внешнюю, насильственную, то есть как неизбежность. Истина есть то, что есть. А есть А и не-А не может быть А.

" Всякая данность есть она сама: всякое А есть А". Но эта самотождественная данность не даёт ответ на вопрос: почему А есть А? А=А или "Я=Я" оказывается "криком обнажённого эгоизма, - "Я!" -, ибо где нет различия, там не может быть и соединения". Если А=А или Я=Я, то для Я всё, что не-Я не существует или не должно существовать ("Вне себя Я ненавидит всякое Я, ибо для него оно - не-Я, и, ненавидя, стремится исключить его из сферы бытия"). Но тогда Я в прошлом или Я в будущем уже будет не-Я и также непримиримо подвергается исключению. "Я ненавидит всякое конкретное своё содержание, то есть всякую свою же жизнь. Я оказывается мёртвою пустынею "здесь" и "теперь". Но тогда что же подлежит формуле "А=А"? - Только фикция, только ипостазированное отвлечение от момента и точки, в себе - не сущих".

Но тогда отвечающее требованиям рассудка самотождество А=А, считавшееся подлинно сущим или истиною становится необъяснимым, неразумным и неживым.

"Разум противен рассудку, как и этот последний - первому, ибо требования их противоположны. Жизнь может быть разумна, но именно потому самому она была бы невместима в рассудок, противна рассудку, разрывала бы его ограниченность. Непосредственная данность интуиции не даёт достоверности. Этим в корне осуждаются решительно все философские догматические системы, не исключая и кантовой, для которой чувственность и разум со всеми его функциями суть простые данности".

Но если для рассудка истина является чем-то необъяснимым и неживым, то какой она является для разума? Если для рассудка истина мертва и статична, то для разума истина жива, животворяща и динамична. Для разума "другое" есть в то же время и "не другое", если инаковость, отчуждённость "другого" есть только выражение и обнаружение тождественности "этого же".

"Если "другой" момент времени не является уничтожающим и пожирающим собою "этот", но, будучи "другим", он есть в то же время "этот". Но он становится "другим" не сам по себе, а в отношении к "этому", тогда и "этот" становится "другим", то есть "этим же". Но тогда "этот" будет для "другого" уже не "этим", а "иным". "Иной" же, через отношение "другого" обретает себя как "этот же". "Если каждый элемент бытия есть только член субстанционального отношения, отношения-субстанции, то тогда закон тождества, вечно нарушаемый, вечно восстановляется самым своим нарушением". "На вопрос: "Почему А есть А?" отвечаем: "Потому А есть А, что вечно бывая не-А, в этом не-А оно находит своё утверждение как А". Точнее: "А потому есть А, что оно есть не-А. Не будучи равно А, - то есть самому себе -, оно в вечном порядке бытия всегда устанавливается силою не-А, как А."

Итак, самодоказательный Субъект Истины есть А и не-А.

"Обозначим для ясности не-А через Б. Что же - Б? Б есть Б; но оно само было бы слепым Б, если бы не было вместе и не-Б. Что же такое не-Б? Если оно просто А, то А и Б были бы тождественны. А, будучи А и Б, было бы одним только простым, голым А, равно как и Б. Чтобы не было простого тождесловия "А=А", чтобы было реальное равенство А есть А, ибо А есть не-А", необходимо, чтобы Б само было реальностью, то есть чтобы Б было зараз и Б и не-Б; последнее, не-Б для ясности обозначим через В. Через В круг может замкнуться, ибо в его "другом", - в не-В, - А находит себя, как А. В Б переставая быть А, А от другого, но не от того, которому приравнивается, то есть от В, опосредованно получает себя, но уже "доказанным", уже установленным. То же относится и к каждому из субъектов А, Б, В троичного отношения. Самодоказательность и самообоснованность Субъекта Истины Я есть отношение к Он через Ты. Через Ты субъективное Я делается объективным Он, и в последнем имеет своё утверждение, свою предметность как Я. Он есть явленное Я. Истина созерцает Себя через Себя в Себе. Но каждый момент этого абсолютного акта сам абсолютен, сам есть Истина. Истина - созерцание Себя через Другого в Третьем. Таково метафизическое определение "сущности - ousia" самодоказательного Субъекта, которая есть субстанциональное отношение. Субъект Истины есть отношение Трёх, но - отношение, являющееся субстанцией, отношением-субстанцией. Субъект Истины есть Отношение Трёх. А так как конкретное отношение вообще есть система актов жизнедеятельности, в данном же случае - бесконечная система актов, синтезированных в единицу или бесконечный единичный акт, то мы можем утверждать, что ousia (сущность) Истины есть Бесконечный акт Трёх в Единстве или бесконечный акт Жизни".

Каждый из "Трёх" в отношении к бесконечному акту-субстанции, реально это не то (ипостась - личность), что весь Субъект, и реально же - это то же (ousia - усия - сущность), что и весь Субъект. "Следовательно, Истина есть единая сущность о трёх ипостасях. Не три сущности, но одна; не одна ипостась, но три. Однако, при всём том, ипостась и сущность - одно и то же". Или иными словами, Бог есть Троица. Но почему Ипостасей три, и может ли их быть больше?

Троица. Андрей Рублёв. Предположим, что Ипостасей две - Я и Ты. (Мы не будем здесь касаться зороастризма с его идеей о двух началах мира: добром и злом; это тема теодицеи и происхождения зла). Отношение Я к Ты будет как отношение Я к не-Я, и наоборот, отношение Ты к Я будет как отношение Ты к не-Ты. Отношение каждого друг к другу будет как бы исключающим другого: Ты - не Я, а Я - не Ты! И если развивать эту идею дальше, то две Ипостаси образуют не Единого Бога, а двух непримиримых богов, вечно враждующих, вечно злобных, стремящихся друг друга уничтожить и бессильных это сделать, ничего и никого не творящих, а потому и невозможных. Невозможных потому, что понятие отрицания другого противоположно понятию Бога. Если нет Единства Двух, то нет и Двух, нет и каждого.

Третья Ипостась уравновешивает отношения как Я, Ты и Он. Если Я - это Я, а Ты - это не Я, то Он - это тоже Я, или Другое Я, тогда и Ты для Я становится тоже Я или Другим Я.

"Не может быть меньше трёх, ибо только три ипостаси извечно делают друг друга тем, что они извечно же суть. Только в единстве Трёх каждая ипостась получает абсолютное утверждение, устанавливающее её, как таковую. Вне Трёх нет ни одной, нет Субъекта Истины".

Больше Трёх Ипостасей может быть, но это будут уже не ипостаси, а "обоженные личности", так как для отношений Субъекта Истины достаточно Трёх Ипостасей и четвёртая возможна, но не необходима. Отношения Трёх равноправны. В них нет "порядка", последовательности и первенства.

"Но всякая четвёртая ипостась вносит в отношение к себе первых трёх тот или иной порядок и, значит, собою ставит ипостаси в неодинаковую деятельность в отношение к себе, как ипостаси четвёртой. Отсюда видно, что с четвёртой ипостаси начинается сущность совершенно новая, тогда как первые три были одного существа".

"Троица может быть без четвёртой ипостаси, тогда как четвертая - самостоятельности не может иметь".

You are here:   SNPLANET.RU ГлавнаяФилософияСлово о мире. Космодицея - 5
| + -