Слово о мире. Космодицея - 4

Слово о мире. Космодицея - 4

СЛОВО О МИРЕ.

Философия. Глава 1.

Впрочем идею эту (о множественности независимых друг от друга миров, возникающих и исчезающих последовательно, я называю эту идею - теорией последовательных миров) нельзя назвать новой. Ещё Ориген в своих "Началах" в главе 3 "О начале мира и причинах его" утверждает,

"Что миров бесчисленное множество; что эти весьма многие миры вопреки Эпикуру не существуют одновременно и не сходны между собой, но по окончании одного мира получает начало другой; что прежде этого нашего мира был иной мир, а после него будет ещё иной, после же этого ещё иной - и т.д. один за другим".

Что можно возразить на это?
множественность повторяющихся вселенных Даже если предположить возможность существования ряда миров, однако "из второго начала термодинамики вытекает, что радиус вселенной возрастает от цикла к циклу. Следовательно, когда-то был самый первый цикл, в котором вселенная имела минимальный радиус. И опять возникает вопрос: а что было до этого цикла?"

Комментарий к "Воспоминаниям" А. Д. Сахарова Наука и жизнь 6 1991.

 

Вычисления на основе модели вселенной А.А. Фридмана (базирующейся соответственно на общей теории относительности Альберта Эйнштейна) с построением так называемого "светового конуса" и мировых линий тел для гравитационного коллапса показывают, что "мировые линии" любого объекта вселенной не могут быть продолжены (вычислены и обозначены) при t=<0, то есть с отрицательным временем или равным нулю. Это же доказывает невозможность поворота "стрелы времени" вселенной при достижении точки начала расширения или окончания сжатия, что в данном случае одно и тоже. А. А. Фридман

 

Пространство и время есть атрибуты вселенной, неотъемлемые и немыслимые отдельно, потому, что если нет измерения, то нет и измеряемого и наоборот, если нет измеряемого (вселенной) нет и измерения (пространства и времени или пространства-времени, что точнее). Время как и пространство рождается и исчезает вместе со вселенной, оно не существует отдельно. Собственно, четырехмерное пространство-время и есть характеризующий атрибут мира как множественности. Предположение о существовании мира в виде точки бесконечно малого размера с бесконечной плотностью и бесконечной температурой абсурдно -

"... математическая точка сама по себе есть лишь нуль пространства..." В.С. Соловьёв "Критика отвлечённых начал",

- так как, если объём вселенной конечен, конечно время её существования, известны и приблизительно определены основные физические параметры (средняя плотность вещества и т.п.), то возможно вычислить конечную плотность, температуру и размер вселенной для любого момента времени больше нуля. Что с успехом и делается. Например, при t=0,3 сек. плотность р=107 г/см3 , а температура около 3 х 1010 градусов, при t=10-4 сек. плотность вещества около 1014 г/см3. (4). Дальнейшие вычисления ограничены отсутствием опытных данных и невозможностью учёта квантовой гравитации, то есть ограниченностью чисто научных средств.

"Согласно нынешним представлениям о свойствах материи, в первоначально очень горячей вселенной вещество состояло из частиц, движущихся со световыми скоростями, масса покоя которых была равна нулю". Эхо "Большого Взрыва"".

"Почему пространство имеет три измерения, а не два или 15? И на этот вопрос можно предложить ответ - гипотезу Мега-Вселенной (впрочем сам Сахаров называет Мега-вселенной многолистную модель с циклично повторяющимися одна за другой вселенными) то есть предположение, что одновременно образовалось огромное количество разных миров с разными условиями (в частности, с разным числом пространственных измерений, а может быть, и с несколькими осями времени)". Комментарий к "Воспоминаниям" Сахарова А. Д. Наука и жизнь 6 1991.

Ещё одна гипотеза о начале существования вселенной заключается в возможности полной аннигиляции вещества при гравитационном коллапсе. При неограниченном сжатии вещества происходит повышение плотности вещества, температуры и уменьшение расстояний и, соответственно, общего размера вселенной. Но при достижении определённого критического значения (допустим, достижения такой плотности, при которой любое движение становится невозможно) вещество одномоментно аннигилирует, то есть исчезает или переходит в качественный разряд чистой энергии, что одно и тоже, так как вселенная перестаёт существовать как объект.

Эта вероятность описывает скорее конец вселенной, а не её начало, но схожий сценарий возможен и в обратном порядке. Вещество одномоментно возникает (рождается) со свойствами соответствующими критическому значению плотности. Соответственно, энергия, бывшая бесконечной, ограничивается соразмерно массе вещества вселенной, что приводит к эффекту "Большого Взрыва" и дальнейшему расширению вселенной. Критическое значение плотности может быть ограничено относительными размерами настоящих элементарных атомов, то есть первичных неделимых минимальных частиц, из которых и состоит всё вещество вселенной.

Что же такое эти настоящие атомы? Соловьёв в своей "Критике отвлечённых начал" определяет основное свойство вещества как непроницаемость.

"Так как ни один атом не может быть упразднён или замещён другим, то, следовательно, взаимное действие притяжения и сопротивления между атомами должно находится в некотором определённом равновесии, составляющем общий предел или границу взаимодействующих, и такая общая граница между многими атомами образует для каждого атома некоторую собственную сферу, в силу чего все атомы являются протяжёнными, или пространственными. Владимир Сергеевич Соловьёв. Эта протяжённость есть, таким образом, не что иное как граница сопротивления между атомами, или общий предел их взаимодействия, другими словами, протяжённость есть лишь форма непроницаемости. Пространство или протяжение есть лишь результат взаимоотношения атомов, выражение их равновесия или их общая граница - предел их внутреннего в себе бытия и тем самым определённая форма их внешнего бытия, то есть их бытия друг для друга. Твёрдость и протяжённость, образующие вещества, существуют лишь во взаимном действии атомов, сами же атомы согласно этому должны быть определены как реальные причины такого действия; но реальная причина действия есть то, что мы называем силой. Атомы суть не составные частицы вещества, а производящие вещество силы. Не сила есть принадлежность, accidens, вещества, а напротив, вещество есть лишь результат сил, или говоря точнее, общий предел их взаимодействия. И сами атомы понимаются не как слагаемые (пассивные элементы), а как активные производители вещественного мира: они суть невещественные динамические единицы, в себе существующие и из себя действующие живые силы. Но эти атомы не даны нам ни в частном, ни в общем опыте, собственное бытие их недоступно исследованиям опытной науки, и признание этого бытия достигается лишь путём логического мышления и имеет, таким образом, чисто умозрительный характер. Эти безусловные центры живых сил представляют, таким образом, собою не физические реальности, а метафизические сущности". Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999 с.712-717

Вспомним теперь научное определение из журнала "Наука и жизнь" :

В первоначально очень горячей вселенной вещество состояло из частиц, движущихся со световыми скоростями, масса покоя которых была равна нулю. "Эхо "Большого Взрыва"".

При гравитационном коллапсе силы сжатия преодолевают критический порог равновесия сил притяжения - отталкивания атомов. В результате ничем не ограниченное сжатие нарушает структуру вещества, атомы, став проницаемыми, утрачивают главное свойство самобытности и перестают существовать, соответственно, исчезает протяжённость (пространственность) вещества и само вещество перестаёт существовать. Это, конечно, не аннигиляция (так как никакого взаимопоглощения нет), а просто исчезновение вещества в результате изменения свойств составляющих его атомов.

Итак, вещество состоит из метафизических сущностей, невещественных динамических единиц. Вся вселенная, состоящая из вещества, имеющая начало и конец во времени и пространстве, также должна иметь своим источником, своей природой, своей сущностью нечто метафизическое.

Что же лежит за пределами видимого мира? И что такое - творящее метафизическое, является имеющим истинное безусловное бытие, для которого физическая реальность признаётся лишь явлением?
И самое главное, как бытие этого метафизического нечто можно доказать?

Прежде всего необходимо определиться с терминами. Понятию метафизической причины мира соответствует понятие Бога.

"Бог (греческое theos), в религиозных верованиях сверхъестественное существо; абсолют (от лат. absolutus - неограниченный, безусловный ), совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий, абсолютная личность, Единое, пребывающее вне мира, свободно создавшее его и действующее в нем. Абсолютная Истина, Совершенное Существо, Любовь, Благо, Добро" ( Определение синтезировано из различных словарей).

Спиноза в "Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье" пишет:

"Бог есть существо, о котором утверждается, что оно есть всё или имеет бесконечные атрибуты, из которых каждый в своём роде бесконечно совершенен. Бог как совершеннейший, бесконечный и включающий всё нечто должен также иметь бесконечные, совершенные и все атрибуты". Бенедикт Спиноза "Об усовершенствовании разума" М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998г. с.17

Далее Б. Спиноза определяет Бога как причину мира:

"Бог - причина всего: 1. исходящая, деятельная причина 2. имманентная, а не действующая извне, так как он всё производит в себе самом, а не вне себя, и вне его вообще ничего нет. 3. свободная, а не природная причина 4. причина через себя самого, а не случайно. 5. важнейшая причина своих творений, которые он непосредственно создал. 6. первая и начальная причина 7. всеобщая причина 8. ближайшая (последняя) причина вещей". с.44

Но почему же Бог создал мир и мог ли Он не создавать его? Спиноза связывает необходимость творения мира с понятием истинной свободы.

"Истинная свобода состоит в том, что первая причина (Бог) не побуждается и не принуждается ничем иным и только через своё совершенство есть причина всякого совершенства. Поэтому Бог, если бы он мог не сделать этого, был бы несовершенен ибо возможность не сделать блага или совершенства в том, что он творит, могла бы иметь место в нём только из-за недостатка". с.46 "Время и длительность начались вместе с вещами, ибо время есть мера длительности. Длительность же прекращается, когда прекращается бытие сотворённых вещей, и она начинается, когда начинают существовать сотворённые вещи". с.196

"Кто же вообразит, что длительность и время предшествовали сотворённым вещам,  тот подвержен тому же предрассудку, какой свойствен тем, которые воображают пространство вне материи". с.196

You are here:   SNPLANET.RU ГлавнаяФилософияСлово о мире. Космодицея - 4
| + -